Как психологу начать консультировать сразу после диплома?
Содержание
(нажми на название раздела, чтобы перейти)
Поступая в институт, люди рассчитывают, что закончив его, они станут специалистами, способными проводить консультации с клиентами. Настоящими психологами.

Обычно где-то к третьему курсу они начинают что-то подозревать.

В подавляющем большинстве случаев, вузовское образование не нацелено на то, чтобы выпускники могли именно консультировать.

Оно больше нацелено на подготовку научных кадров, либо преподавателей. Возможно, работников бюджетной сферы, не консультантов.

В итоге, выпускники часто могут прочитать лекцию, написать научную работу, что-то рассказать о Павлове, Леонтьеве и влиянии Фрейда на развитие психотерапии. Могут провести скрининговое тестирование в школе, обработать результаты и составить отчет.

Но не консультации!

Консультации выпускники проводить, как правило, не могут. Их этому просто не учат. Задачи другие.

В итоге люди сталкиваются с неприятной ситуацией. Они думали что получив диплом, они станут специалистами. Но получается, что да, специалисты, но немного в другой области.
И вот эти психологи стоят на перепутье: а что делать дальше-то? Как проводить консультации? Какие вопросы задавать клиентам и зачем? Почему я имею диплом, но не умею консультировать?

И что с этим делать дальше? Как стать психологом-консультантом?
Потери на шагах “наугад”
Каждый сам пытается найти ответ на этот вопрос: как уже научиться консультировать и не бояться клиентов?

И психологи понимают, что нужно продолжать учиться. А как? Где? На что?
Ну чего боятся психологи-новички?

“А вдруг придёт клиент, а я не буду знать что с ним делать?” - да?

“не буду знать” что делать… хм… так надо узнать!

И они идут читать книжки, слушать лекции и получать очередные сертификаты, которыми и так уже все стены туалета обклеены.

Время идет. Деньги текут. А в результате психолог просто немного больше знает. Он может больше рассказать. Но всё так же боится проводить консультацию. Он просто не знает что делать с клиентами и боится их.

Тогда человек решает, что нужно просто обучиться на какого-нибудь терапевта. Освоить подход.

А как его выбрать? Это отдельная песня, но вот как-то выбирают и идут учиться. Там долго, дорого и точно должны научить уже проводить консультации, да?

Не совсем.

Давайте немного отвлечемся на то, как в целом происходит профессиональное развитие психологов, чтобы понять что тут не так.
Эволюция психолога
Психолог в своем становлении проходит несколько этапов.

Это можно сравнить с обучением вождению.

Сначала ученик-водитель не умеет управлять автомобилем и всего боится. На этом этапе он впитывает основную массу теории и сдает её отдельно на экзамене.

Но чтобы научиться водить, он должен, собственно, водить! Нарабатывать навыки.

Недостаточно просто знать как выполнять повороты и развороты, как парковаться и перестраиваться. Нужно набить руку, делать это на практике.
И все ученики учатся этому. Не просто так - а с инструктором, который сидит рядом и видит все действия, контролирует, обеспечивает безопасность и главное - дает нужные указания и корректировки уже по мере необходимости.
Именно так ученик становится водителем. Водителем-практиком.

Получив права, водитель начинает быть способен самостоятельно перемещаться по городу. Сначала неуверенно, но все-таки он справляется со всеми задачами.

А с ростом опыта он вполне может справиться с большинством ситуаций. Он хорошо ориентируется, паркуется так и сяк в разных ситуациях, знает откуда может прилететь, знает где притормозить, а где наоборот - поддать газу.
В целом, ему достаточно его знаний и навыков, чтобы решать большинство своих задач.

Это предел его мастерства?

Очевидно - нет. Дальше он может пойти учиться на другую категорию, стать водителем фуры, трактора, мотоцикла. Может научиться экстремальному вождению или вождению по пересеченной местности по крышу в грязи. Может лучше узнать механику и начать в том числе ремонтировать машины. В общем, есть куда развиваться.
А что у психологов?

На самом деле, очень похоже. На первом этапе психолог должен впитывать много теории и практиковаться под руководством опытного коллеги.

Это называется супервизия. Она бывает очная и заочная.
Заочная супервизия - это когда вы работаете с клиентом, потом приходите к супервизору, рассказываете про клиента и что вы с ним делали, а супервизор дает подсказки и вносит корректировки как сделать вашу работу эффективнее.

Понятно, что это скорее формат для более опытных специалистов.

А вот очная - это когда супервизор присутствует третьим лицом. То есть вы ведете консультацию с клиентом, а рядом сидит супервизор и смотрит, делает себе заметки. А потом происходит разбор полётов. Примерно как это происходит с инструктором при обучении вождению.

Это - наиболее эффективный формат обучения, который идеально подходит как для опытных специалистов, так и для новичков.
Ничего не заметили?

Да, в институте вообще нет никакой практики и супервизии. Именно поэтому психологи и не могут перестать быть психологами-студентами и начать быть психологами-практиками.

Стать практиком - это большая задача. Но потом, когда уже разобрался, этого достаточно, чтобы справляться с большинством задач.

Когда психолог развил себе достаточно навыков, он прекрасно может работать с разными клиентами и справляться с большинством их проблем и запросов.

Потом он может продолжать свое развитие, начав получать дополнительные компетенции и квалификации. Обучаясь в разных подходах или работе с определенными узкими темами.
Психолог-консультант, например, вряд ли будет эффективно и правильно работать с ПТСР, может растеряться от запроса про панические атаки. Но вполне сможет работать про отношения, например.

Если он захочет работать лучше, разобраться в специфике, он может погрузиться в обучение работе с отношениями плотнее. Получить дополнительный опыт.

А если он захочет использовать новые подходы и модели для своей работы - он может обучиться методу: КПТ, Гештальту, Психоанализу и т.д.

Заметили?

Повышения квалификации, обучение в подходах происходят уже после того, как психолог стал практиком.
Сначала стать водителем и научиться парковаться. Потом - обучаться экстремальному вождению.

Сначала стать психологом и научиться проводить консультации. Потом - обучаться методам, подходам и специфике.

Не наоборот.
Всему свое время
Помните с чего мы начинали этот разговор?

Психолог-студент хочет все-таки начать консультировать. И зачастую идёт обучаться какому-то подходу.

Но проблема в том, что обучение подходу уже предполагает, что вы умеете консультировать и понимаете основы!

В итоге, я вижу много примеров учеников, которые вроде бы отучились, вроде бы много понимают, но всё равно не знают как проводить консультации. Потому что не хватает фундамента.

И это приводит к потерям времени и денег.
Например, Настя - одна из моих учениц. Она отучилась на психолога, а потом - на КПТ-терапевта. И всё равно не могла проводить консультации.

Проучившись у меня на курсе Психолог-практик, она приобрела недостающее звено цепи. Построила фундамент. Научилась основам консультирования и тут-то пазл и сложился!

Ещё не завершив обучение, она начала консультировать клиентов и стала делать это хорошо. Пошли рекомендации. И через некоторое время она уже была опытным специалистом с хорошей ценой консультации около 4000 рублей. А в последствии - стала супервизором на моем курсе и помогала новичкам, делясь опытом.

Это - яркий пример того, как важно делать нужные шаги в нужное время и сначала строить фундамент, а потом уже его развивать.
Несвоевременное обучение ещё и не так эффективно.

Да, конечно, потом, когда пазл сложится, старые знания заиграют по-новому. Но вам придётся по сути, повторять уже прошедшее обучение, чтобы ничего не пропустить.

А если изначально иметь фундамент из основ консультирования, уже имеющихся клиентов, то изучение нового подхода будет происходить быстрее и эффективней. Новые знания не будут требовать зазубривания, они будут ложиться на уже имеющийся у вас опыт работы.
Как психологу начать консультировать сразу после диплома?
Думаю, теперь для вас понятен ответ на этот вопрос. Но давайте проговорим ещё раз.

Если вы - психолог-студент, то не стоит рассчитывать, что получение диплома сделает вас практиком.

Нужно брать ситуацию в свои руки и искать обучение, которое соответствует главным требованиям:

1. Знания должны быть ориентированы на практику. Отвечать на вопросы вида “Что именно делать? Как делать не надо? На что обратить внимание? Какие подводные камни при работе с вот этой темой? Как их обойти?”

2. Обязательно должна быть практика под супервизию! Как водителю нужен инструктор, так психологу нужен супервизор. Это должна быть именно очная супервизия, когда супервизор наблюдает за вашей работой присутствуя рядом. И этой практики должно быть чем больше - тем лучше.

3. Должна быть насмотренность. Чем больше вы наблюдаете и анализируете чужую работу, тем лучше вы ориентируетесь в собственной. Тем больше вы можете учиться на чужих ошибках. И тем больше вы понимаете, что можно действовать по-разному, и что эффективных путей развития консультации больше, чем один. А это в том числе, дает уверенность в своих силах.

Иными словами, нужно не продолжать обучение бездумно, в надежде, что когда-то количество знаний превратится в навыки. А прицельно добирать то, что необходимо для того, чтобы быть психологом-консультантом.
Невозможно научиться плавать, если вы читаете книги о плавании и слушаете лекции. Нужно пробовать. То же - и про консультирование.
Причем обучаться этим навыкам вполне можно даже будучи студентом без диплома. Даже нужно! Получение практического опыта сделает ваше обучение ВУЗ-овской программе более эффективным.

Практика ещё во время обучения позволит вам начать принимать клиентов с полным основанием сразу же после окончания института и получения диплома.

В то время, как ваши одногруппники будут метаться в поисках решения проблемы “а что делать-то и какие вопросы задавать”, вы уже будете думать какую цену справедливо поставить за консультацию и уже подумывать о том, какой подход вам больше подойдет.

Итак, студенту-психологу нужно: сосредоточиться на практических знаниях и обязательно - на тренировках навыков под супервизию.
Именно эти принципы лежат в основе моего курса Психолог-практик.

Он как раз создан именно для того, чтобы психологи, получающие сейчас высшее образование, либо получившие его недавно, но понимающие, что консультировать так и не научились, могли заполнить этот пробел и стать, наконец, практикующими психологами.

Психологами-практиками.

В уроках курса только те знания, которые нужны для работы. Они практически применимы. Это не просто водянистая вода или теоретическая теория. Это именно рекомендации о том, как делать и как не делать и почему.
Но главное в курсе - это практика.

Несколько занятий в неделю в режиме онлайн!

Никаких вариантов вида “разбейтесь на тройки и попрактикуйтесь сами там, а потом задайте вопросы”. Заочная супервизия для новичков мало эффективна.
Поэтому нужен именно очный формат! Когда вы проводите сессию, а супервизор наблюдает её в прямом эфире и сразу же дает обратную связь и поддержку. Так он может заметить гораздо больше, чем с ваших слов и вопросов.

Если вы планируете консультировать клиентов как можно скорее, то очень советую присмотреться к этому курсу.

Повторюсь, он идеально подходит тем, у кого диплом ещё впереди, а также тем, кто получив диплом, стоит как Траволта и не знает что делать дальше и как научиться проводить консультации.

Это курс для освоения основ консультирования. Того фундамента, который позволит вам уже заявлять о себе как о практикующем психологе. И на который уже потом легко будет положить дополнительные знания из любого подхода и метода, который вам понадобится.

Если вы сомневаетесь в том, подойдет ли вам курс, не рано ли вам, сможет ли он решить ваши задачи - не стесняйтесь подать заявку на сайте, оставив ваши контактные данные. Мы свяжемся с вами и подскажем.

Обещаю, что никто не будет вам впаривать курс и давить на вас! Это не наш метод.

Я хочу, чтобы люди, пришедшие на курс, понимали куда и зачем они идут, чтобы они получили в итоге больше, чем рассчитывали, были очень довольны и рекомендовали курс друзьям, а сами - шли на другие мои курсы.

Это мне подходит больше, чем затащить обманом и манипуляциями на курс как можно больше людей, а потом не знать куда деваться от недовольства.
Поэтому не бойтесь общаться с менеджерами. Они реально подскажут и сориентируют и не будут давить.

А ещё у нас есть консультации, на которых опытные психологи, которые уже консультируют клиентов, помогут вам лучше построить траекторию вашего обучения и движения к практической психологии и психотерапии. Поделятся опытом и подскажут как двигаться эффективнее, не потерять время и деньги.
Чтобы записаться на консультацию - оставьте свои контакты в форме ниже. С вами свяжутся мои помощники и подберут удобное время

Спасибо, уже бегу записываться ⬇️⬇️⬇️

Made on
Tilda