Терапевтические вопросы на все случаи жизни
Шпаргалка для психологов
Содержание
(нажми на название раздела, чтобы перейти)
У психологов-новичков часто проблема — они знают что клиентам нужно задавать вопросы. Но какие?

И ещё одна проблема — подобрать нужные слова. Когда понимаешь что хочешь сделать, но не можешь это выразить в коротком и ясном предложении. Возможно, вам это знакомо.

Я приведу часто используемые вопросы. Некоторые из них будут с комментариями. Для чего они нужны, когда и как их нужно использовать.

Ещё важно не задавать вопросы наугад, а следовать четкой логике.
Начальные этапы консультации
  • Почему вы выбрали именно меня?
  • Как вам, что именно я - ваш терапевт?
  • Почему обратились к психологу именно сейчас?
  • Были ли вы у психолога раньше? Если да, то почему обратились не к нему, а ко мне? Что не устроило?
  • С чем вы пришли? О чем хотите поговорить?
  • Как давно это началось?
  • Что еще происходило в это время? Какие еще события в жизни?
  • Когда и как это происходит?
  • Приведите конкретный пример, одну ситуацию.
  • Что вы хотите получить от нашей работы?
  • К чему вы хотите прийти в результате?
  • Представьте, что сессия завершилась и вы очень довольны. Что изменилось, чтобы вы были так довольны?
  • Какого разрешения ситуации вы бы хотели?
  • О чем сегодня вы бы НЕ хотели говорить?

Чтобы правильно использовать эти вопросы, нужно понимать на какой стадии консультации вы находитесь. Также может быть важно насколько долго вы уже работаете с клиентом. Ориентируйтесь на этапы консультирования в первую очередь.
Чувства
  • Что вы чувствуете, когда рассказываете об этом?
Когда человек о чем-то рассказывает, он актуализирует определенные чувства и реагирует на то, что представляет во время рассказа. Эти чувства могут быть нам нужны для работы.

  • Как вам это?

  • Что вы чувствуете когда…
Этот вопрос для перевода из метафор и рациональности в чувства. Например, клиент говорит, что чувствует себя, как будто на уроке учитель вызвал его к доске и задал вопрос, ответа на который он не знает. Тогда вопрос будет такой: “Что вы чувствуете, когда у доски и не знаете ответа на вопрос?”

  • Что хочется сделать?
Чувства содержат в себе интенцию к действию. Обычно людям проще ощутить что хочется сделать, чем что именно за чувство они испытывают. По ответу можно дальше делать предположения что это за чувство.

Например, если хочется спрятаться, то это скорее всего, стыд или страх.

  • Что именно вызывает это чувство?
Очень важно конкретизировать и находить в ситуации точный стимул. На что именно среагировал человек. Не просто “на меня наехали”. Возможно, кто именно наехал. Возможно, какие-то определенные слова. Возможно, когда это сделано. Возможно, что это кто-то ещё видел и так далее. Какой именно фактор вызвал реакцию?

  • Что больше всего в этом цепляет?

  • Что ещё вы чувствуете помимо ...

  • Какое чувство тут главное?
Работать надо начинать, конечно, с самого важного и главного чувства.

  • На что похоже ваше ощущение? (Если клиенту трудно ответить на вопрос о чувствах, можно начать с метафор и параллелей)

  • Что хочется сказать исходя из этого чувства? (Если бы это чувство могло говорить, то что бы оно сказало?)

При работе с чувствами важно понимать а в чем заключается работа с чувствами. Нужно следовать стратегической цели. Узнав, что за чувство человек ощущает, вам нужно действовать дальше и работать уже непосредственно с этим чувством, чтобы, как правило, снизить или убрать его. Важно знать стратегию работы.

Конечно, как и во всем, требуется практика в применении этих вопросов. Редко у кого получается с ходу разбираться во всех тонкостях работы с эмоциями. Поэтому задайте себе вопрос: а где я буду практиковаться и как? И приступайте.
Мотивация и потребности
  • Чего вы хотите? Чего хочется?
  • Зачем вам это?
  • Варианты: чтобы что?
  • К какому результату вы хотели прийти?
  • С какой целью?
  • Что вам это даст?
  • Какой в этом смысл для вас?
  • Из какого чувства вы это сделали? / вам хочется это сделать
  • Вы можете сказать, что хотите этого?
  • Вы действительно этого хотите или это просто надо?
  • Что будет, если вы этого достигнете?
  • Что будет, если вы этого не достигнете?
  • Вы делаете это чтобы до чего-то дотянуться, или чтобы избежать чего-то? Чего?

Выявление мотивов и потребностей - важная часть работы практически с любым запросом. Именно потребности будут указывать нам основной источник дискомфорта и внутреннего конфликта клиента.
Процесс
Эти вопросы часто будут звучать во время основной части вашей консультации, где происходят основное исследование и трансформации.

  • Что именно происходит в ситуации?
  • Когда это началось?
  • Что ещё происходило в это время?
  • Можете ли вы это контролировать? Усиливать? Ослаблять?
  • Какой именно момент вызывает вашу реакцию?
  • Если это произойдет / происходит, то что это для вас значит? Какой в этом для вас смысл?
  • Если это произойдет / происходит, то вы тогда какой? Что это о вас говорит?
  • Что мешает вам реагировать иначе?
  • Что вам хочется сделать в этой ситуации? Зачем?
  • Что вас останавливает от действий?
  • Вы могли бы сделать вот это, но не делаете. Что вас от этого останавливает?
  • Что вы хотите услышать / найти / какое сообщение получить?
  • Как вы хотите, чтобы ситуация завершилась в идеале? Почему именно так?
  • Что мешает принять / признать, что ситуация вот такая? Согласиться на неё?
  • Если вы примете этот факт, то что будет? Что это будет значить?
  • Почему вам так важно чтобы это произошло?
  • Если это не происходит, то что это для вас значит?
  • Что в этом привлекательного / интересного?
  • Как именно вы на себя давите? Какие мысли при этом в голове?
  • Как вам кажется, что они (он, она) о вас подумают? Как отреагируют?
  • Как ты поймешь, что получил это? Достиг этого? (как ты поймешь, что достаточно профессионален? Как ты поймешь что тебя любят?)
  • А как должно быть? (выявление ожиданий)
Отношения с терапевтом
  • По вашим ощущениям, что происходит между нами сейчас?
  • Если посмотреть на нас как-бы со стороны, то как вы видите наши отношения сейчас?
  • Как вам то, что я делаю / что я спросил / что я не​ делаю?
  • Как вам то, что я вам это говорю?
  • Какую роль наши встречи / я играю в вашей жизни?
  • Какой моей реакции вы сейчас добиваетесь?
  • У меня ощущение, что вы хотите, чтобы я ... . Если обратиться к вашим чувствам, это так?

Прояснение отношений с терапевтом - это уже приёмы со звёздочкой. Психологу нужно быть в контакте с собой и желательно иметь хорошую терапию за спиной, чтобы быть способным отделять собственных барабашек от действительных реакций на клиента.

Но если психолог научится делать это, то это может стать мощным инструментом. Иногда только за счет него и достигается результат в работе.
Когда нет запроса
  • Если нет запроса, то как так вышло, что вы все-таки пришли?
  • Как вам, когда у вас нет запроса? Что вы чувствуете?
  • Что важного происходит в вашей жизни сейчас?
  • К чему вы стремитесь в вашей жизни на данном этапе? Как продвигается? Что мешает? Как вам это?
  • Как вы себя сейчас чувствуете? Что вызывает эти чувства?
  • Какие мысли сейчас идут вам в голову? Что в них важного?

Да, бывает, что запроса нет. И психолог должен уметь работать и без запроса тоже.

В целом, клиенту всегда что-то интересно. Он выбирает темы для разговора не просто так. Дайте ему пространство, чтобы он поговорил. Отметьте темы, которые он выбрал. Исследуйте что важного для клиента в этих темах. Важное точно есть, вопрос - что и почему.
Завершение работы
  • Подведите итог нашей беседы
  • Расскажите, что для вас было нового / важного в сегодняшней встрече?
  • С чем вы уходите?
  • С каким чувством вы уходите?
  • На каком чувстве вы завершаете нашу работу?
  • Есть что-то еще, что вы хотели бы сказать перед тем, как завершиться?

Естественно, не нужно задавать все сразу. Это фактически, разные варианты одного и того же действия - подытоживания и профилактики обесценивания.
Главные вопросы
● Как? (исследуем процессы)
● Зачем? (исследуем потребности)
● Что? (что именно? конкретизация)
Вопрос-ловушка
Любимый вопрос - это вопрос “Почему?”. И он таит в себе ловушку. Он направлен в прошлое и ответ на него начинается с “потому что”. После чего человек может легко и незаметно для себя выдать интеллектуализацию.

Сравните:

– Почему ты ударил его?
– Потому что он меня бесил и вообще не прав.

и

– Зачем ты ударил его?
– Чтобы показать, что я главнее.

Для прояснения мотивации лучше подходит вопрос “Зачем”, чем вопрос “Почему”.

Старайтесь избегать вопроса “почему”, это провоцирует клиента интеллектуально объяснять свои реакции и действия, а не искать действительные причины и мотивы.

Зачастую это может быть трудно - сформулировать вопрос без “почему”. Это - дело практики. Тренируясь в ведении консультаций, записывайте вопросы, которые вы задали через “Почему” или с которыми возникли трудности. И отдельно, вне консультации подумайте как эти вопросы можно было сформулировать лучше и точнее.

Подобная практика очень быстро разовьет в вас нужный лексикон и вопросы будут быстро формулироваться.

Кроме того, очень помогает насмотренность. Когда вы видите как другой человек формулирует свои вопросы, если он это делает правильно, вы хорошо запоминаете это.
Для долгосрочных клиентов
Для долгосрочных клиентов, которые приходят и не знают, о чем говорить, можно попробовать вопрос:

  • О чем вы не хотите говорить сейчас?
Когда клиент собирается заканчивать долгосрочную терапию
  • Почему именно сейчас ты принимаешь такое решение?
  • Как ты себя чувствуешь на наших сеансах? Как ты к ним относишься? (возможно, обнаружится сопротивление)
  • Что ты получил от нашей работы?
  • Как изменилась твоя жизнь?
  • С какими чувствами ты уходишь?
  • Есть ли что-то такое, что ты хотел сказать, но не сказал?

Прощаясь с клиентом, не забудьте рассказать и о себе и своих ощущениях и чувствах по отношению к нему и вашему расставанию.
Важное про вопросы
Вопросы - это просто инструменты, при помощи которых вы решаете терапевтические задачи.

Одну и ту же задачу можно решить множеством разных вопросов или техник.

Например, нужно узнать потребность клиента. Можно задавать разные вопросы: для чего это вам? Вы это делаете чтобы что? Зачем? Что будет, когда вы это сделаете? И так далее.

Вы можете провести медитацию, визуализацию, задействовать метафорические карты или что-то ещё. Но всё это вы будете делать, чтобы решить терапевтическую задачу.

Если вы хорошо понимаете какие задачи вам нужно решать, как это можно сделать, то это уже даст вам большую уверенность. Вы будете понимать, что никогда не останетесь безоружны.

И следующий шаг - это практика.

Одно дело - знать как и что делать. Другое - реально уметь это делать.

Вы можете знать правила дорожного движения и устройство автомобиля. Вы можете знать последовательность действий для параллельной парковки. Но если вы никогда этого не делали, то у вас не получится с ходу.

Так же с вопросами и решением терапевтических задач. Нужно не только разобраться в этом, но и практиковаться, чтобы действительно научиться. И делать это нужно под наблюдением опытного человека, который подскажет если что-то не получается.
Made on
Tilda