- Что вы чувствуете, когда рассказываете об этом?
Когда человек о чем-то рассказывает, он актуализирует определенные чувства и реагирует на то, что представляет во время рассказа. Эти чувства могут быть нам нужны для работы.Этот вопрос для перевода из метафор и рациональности в чувства. Например, клиент говорит, что чувствует себя, как будто на уроке учитель вызвал его к доске и задал вопрос, ответа на который он не знает. Тогда вопрос будет такой: “Что вы чувствуете, когда у доски и не знаете ответа на вопрос?”Чувства содержат в себе интенцию к действию. Обычно людям проще ощутить что хочется сделать, чем что именно за чувство они испытывают. По ответу можно дальше делать предположения что это за чувство.Например, если хочется спрятаться, то это скорее всего, стыд или страх.- Что именно вызывает это чувство?
Очень важно конкретизировать и находить в ситуации точный стимул. На что именно среагировал человек. Не просто “на меня наехали”. Возможно, кто именно наехал. Возможно, какие-то определенные слова. Возможно, когда это сделано. Возможно, что это кто-то ещё видел и так далее. Какой именно фактор вызвал реакцию?- Что больше всего в этом цепляет?
- Что ещё вы чувствуете помимо ...
- Какое чувство тут главное?
Работать надо начинать, конечно, с самого важного и главного чувства.- На что похоже ваше ощущение? (Если клиенту трудно ответить на вопрос о чувствах, можно начать с метафор и параллелей)
- Что хочется сказать исходя из этого чувства? (Если бы это чувство могло говорить, то что бы оно сказало?)
При работе с чувствами важно понимать а в чем заключается работа с чувствами. Нужно следовать стратегической цели. Узнав, что за чувство человек ощущает, вам нужно действовать дальше и работать уже непосредственно с этим чувством, чтобы, как правило, снизить или убрать его. Важно знать стратегию работы.
Конечно, как и во всем, требуется практика в применении этих вопросов. Редко у кого получается с ходу разбираться во всех тонкостях работы с эмоциями. Поэтому задайте себе вопрос: а где я буду практиковаться и как? И приступайте.