Как психологу выбрать направление психотерапии?
Содержание
(нажми на название раздела, чтобы перейти)
Этот вопрос мне задают очень часто. Психологи разного уровня подготовки понимают, что нужно продолжать обучение и улучшать свои навыки терапии. Но на них обрушивается слишком большое количество предложений обучения разным методам.

Все они кричат о своей эффективности и самой-лучшести.

Какие-то требуют длительного обучения и это внушает доверие: это точно что-то серьезное.

Другие наоборот, говорят что не нужно учиться прям долго, чтобы быть эффективным. И это тоже соблазнительно.

Так как сориентироваться? Как выбрать направление? С чего начинать?
Эволюция психолога

Психолог проходит несколько этапов в процессе своего профессионального развития. Для начала, давайте рассмотрим их.

Студент-психолог
Это человек, который хочет стать психологом когда-нибудь, но пока только учится. Это не обязательно прям студент, это может быть увлекающийся человек, планирующий пойти учиться. Или даже уже дипломированный психолог, который просто не перешел на следующий этап.

Этот человек прежде всего, ориентирован на накопление информации о психологии и о том, как психолог работает.

Студент-психолог - это как водитель-новичок. А точнее, ученик. Который хочет научиться водить и активно интересуется темой, изучает ПДД, готовится к экзаменам.

Водить самостоятельно он не может. Только под присмотром инструктора.
Вот несколько советов для эффективного прохождения этого этапа.
Читать больше хороших книг

Советую читать больше книг “отцов-основателей” и всяких заметных авторов. А также - учебники.

Выбирая книги, нужно быть внимательнее.

Наиболее яркие и привлекательные названия у книг из жанра самопомощи. Для психолога они имеют очень ограниченную ценность.

Ориентируйтесь по авторам. Начинайте с классики и двигайтесь к более новым. Так вы получите историческую перспективу. Будете знать какие идеи cуществуют давно, какие - более новые. Как критикуют более старые идеи, чем они плохи.

Можете начать с авторов, которых я порекомендую ниже.

Все это позволит сформировать более надежный фундамент из знаний без каши в голове.

Кроме того, не забывайте об учебниках. Там уже сжато и системно изложен большой объем информации. Это - отличный ресурс для начала.
Развивать критическое мышление

Не стоит верить всему, что написано.

В психологии есть много авторов и источников, которые подают информацию очень уверенно, но если подумать, то возникает много вопросов, на которые нет ответов. Тогда полезно знать что “есть такое мнение”, но опираться на него полностью, видимо - преждевременно.

В целом, это научный способ познания мира - критика входящей информации и отказ от слепой веры в авторитет. Если вам авторитетный человек что-то говорит, то вполне в духе научного подхода будет слышать это, но сомневаться. И это позволяет вам выстроить более надёжный фундамент из знаний.

Особенно полезно опираться на практику для проверки истинности теорий. Если на практике оно не работает, то либо вы неправильно применяете, либо идеи не верны.
Не теорией единой

Не упирайтесь только в накопление теоретических знаний, приобретайте практический опыт.
В погоне за знаниями, студенты-психологи забывают, что психологическое консультирование, терапия, работа с клиентами - это вообще-то ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Тут мало знать что-то о психике. Нужно уметь эти знания применять.

Во-первых, практика - это критерий истины. Если вы что-то знаете, применяете и оно не работает как ни крути - значит, эта информация ложна.

Во-вторых, практика - это помощник в обучении. Если вы пробуете что-то, у вас не получается, то у вас будут вопросы: “что я делаю не так? как сделать чтобы получилось?”. И получив ответы на эти вопросы, вам не придётся зазубривать их, они войдут в память “как в сухую землю” и усвоятся очень просто и быстро.

Ну и в-третьих, важно видеть как именно строится работа психолога, чем вам придётся заниматься. Развивать насмотренность, тренировать навыки.
Запомните: от чтения книг и слушания лекций навыки не формируются!
Тут наша аналогия с учеником-водителем прямая. Невозможно научиться водить машину только глядя как водят другие, читая книги, просматривая видео, слушая лекции. Нужно обязательно тренироваться.

И тренировки эти должны быть с инструктором, чтобы он мог не только обеспечить безопасность. Но и подсказать как и что лучше делать, чтобы не закрепить ненароком неправильные действия.

Так и тут. Психолог тренируется под супервизию и, как правило, не на настоящих клиентах, а на учебных. Под надзором опытного наставника.

Ещё один способ приобрести какой-то практический опыт - это пойти клиентом к психологу самому. Это, конечно, вообще не то же самое, что вести сессию. Но всё равно дает понимание как строится процесс, как чувствует себя клиент, как происходят изменения. Многие фразы психолога запоминаются и потом воспроизводятся новичком.
Важно понимать, что в современных реалиях, психолог-студент - это не только тот, кто ещё не учился или только учится на психолога.

Дипломированные специалисты тоже зачастую находятся на этом этапе. Потому что знания в институте они получили, но этих знаний недостаточно, чтобы работать с клиентами.

Кроме того, как правило, страдает практическая составляющая.

Получаем картину, когда человек формально получил диплом, где написано, что он - психолог. Но в действительности, он ещё не готов быть психологом и работать с клиентами. Он всё ещё находится на стадии психолога-студента.

Это многих обескураживает и запутывает. Но всё что нужно - это укрепить фундамент из знаний и приобрести практический опыт. И ваша трансформация завершится.
И так студент-психолог становится психологом-консультантом.
Психолог-консультант
Следующий шаг в развитии психолога - это консультант.

Это человек, который уже имеет достаточно знаний и навыков, чтобы проводить консультации с клиентами.

Во-первых, это именно консультации. То есть, психолог-консультант не делает из встреч с клиентами сеансов спасательства, дружеских посиделок, коучинга, менторинга или душеспасительных бесед.

Это именно консультация, она проходит в определенном формате, решает определенные задачи.

Психолог там - именно в роли психолога, не выходит за её пределы. Например, не спасает, не советует, не работает без запроса, не навешивает ярлыки, не навязывает свою картину мира и так далее.

Психолог-консультант может эффективно помогать клиентам при работе с большинством запросов.

Он ориентируется в сессии и не боится импровизировать.

Знает какие вопросы задавать и что дальше делать в консультации. У него есть стратегическое видение куда можно двигаться дальше.

Консультант не должен, но может владеть некоторыми инструментальными техниками и подходами. Например, МАК-картами, техниками арт-терапии, пустого стула и так далее. Про это подробнее я расскажу ниже.

Психологу-консультанту может не хватать навыков и знаний для работы с узкими или специальными темами.

Например, работать с ПТСР он не сможет, этому нужно учиться отдельно.
Консультант сможет работать, например, с онко-больными. Но скорее всего, упустит разного рода специфику работы с этими клиентами. И это может сделать его работу менее эффективной по сравнению с человеком, обучавшимся именно этому.

Психологу-консультанту может хотеться новых взглядов на то, как можно строить работу с той или иной проблемой, каких-то приёмов, чтобы сделать эту работу более эффективной.

Новичок-консультант, конечно, может вести сессии ещё не очень уверенно и всё ещё совершать небольшие ошибки-помарки. Но с опытом это получается лучше.

В целом, он способен справляться с большинством задач и запросов. Но ему не хватает углубленных и специальных знаний.

Это - как водитель. Он способен самостоятельно совершать поездки. По знакомым и незнакомым маршрутам. Достаточно эффективно, решать разные задачи: перестраиваться, заправляться, парковаться разными способами.
Но если человек - хороший водитель с опытом, это не значит, что ему нечему больше учиться.

Он может научиться дрифту (вождению с заносом), экстремальному вождению, вождению в грязи, в лесах, форсированию рек, вождению грузовиков или наоборот - мотоциклов, а может быть - управлением спецтехникой вроде погрузчиков, тракторов, фур, гоночных автомобилей и так далее.

Он может углублять свои знания в технике. Не просто управлять автомобилем, но и разбираться в его ремонте, например.

И вот это развитие автомобилиста отражает развитие психолога в психолога-психотерапевта.
Психолог-психотерапевт
Вот тут психолог уже подходит к тому, что нужно выбирать направление обучения, модальность, школу, подход, метод или как хотите это называйте.

Это исходит из его практического опыта, стиля консультирования и его собственных предпочтений в понимании клиента и терапевтического процесса.
Иными словами, психолог знает что он делает с клиентами и почему. Ему удобно фокусироваться на той или иной составляющей работы, это составляет его стиль, его подход.

И основываясь на этих знаниях о себе, он может определять какие из терапевтических подходов ему больше подходят.

То есть, сначала психолог работает с клиентами. Потом замечает как он работает, на чем его акценты, как ему нравится подходить к клиентам, процессу терапии, на чем делать акценты. И под это уже легко можно выбрать модальность психотерапии.
Почему трудно выбрать подход

По моим наблюдениям, сложность с выбором подхода у большинства психологов, заключается в том, что они пытаются выбрать подход слишком рано.

Они ещё не консультанты. Они не знают как в целом они работают с клиентами, что им близко, а что - нет.

В таких условиях невозможно адекватно выбрать тот или иной подход. Потому что ты не знаешь что тебе нужно даже примерно.
Например, повара.

Согласитесь, было бы странно, если бы новичок, который не может нормально испечь шарлотку, чтобы она не подгорела, выбирал какое направление ему освоить: молекулярную кухню (потому что самый новейший подход), средиземноморскую, пан-азиатскую или стать мастером фритюра.

И задается вопросом: а какой подход лучше? Очевидно, что никакой, просто разные.

С терапией - похоже.

Когда человек выбирает подход, мы ожидаем, что он уже умеет основы. И на них уже будет накладывать сверху то, что ему ближе, что разовьет его навыки.
Собственно, на это же ориентированы и обучения в методах.

Предполагается, что когда вы приходите изучать подход, вы уже психолог-консультант и умеете вести сессии. У вас есть какой-то опыт и вы представляете что делать в целом. Вам просто нужны нюансы, особенности, тонкости и новые подходы.

И это - ловушка!

Многие психологи-студенты, осознают свои ограничения. Они знают, что не могут провести консультацию (не умеют делать шарлотку).

Они видят курсы подготовки, например, гештальт-терапевтов, и считают, что “ну уж там-то меня этому научат”.

Но там учат уже продвинутым техникам, моделям, подходам. Подразумевая, что основы у вас уже есть.

Что будет с новичком, который попадёт на курс для продвинутых, не будучи к нему готовым?

Правильно, он будет фрустрирован и разочарован. В итоге, скорее всего, он получает сертификат, но всё так же не будет уметь “готовить шарлотку”, а значит, все новые знания также не сможет применить.

Как повар, изучивший нюансы приготовления плова, но не умеющий в целом варить рис.


Например, Настя - одна из моих учениц. Она отучилась на психолога, а потом - на КПТ-терапевта. И всё равно не могла проводить консультации.
Проучившись у меня на курсе Психолог-практик, она приобрела недостающее звено цепи. Построила фундамент. Научилась основам консультирования и тут-то пазл и сложился!
Ещё не завершив обучение, она начала консультировать клиентов и стала делать это хорошо. Пошли рекомендации. И через некоторое время она уже была опытным специалистом с хорошей ценой консультации около 4000 рублей. А в последствии - стала супервизором на моем курсе и помогала новичкам, делясь опытом.
Это - яркий пример того, как важно делать нужные шаги в нужное время и сначала строить фундамент, а потом уже его развивать.
Поэтому очень важно сначала обеспечить себе фундамент! Стать психологом-консультантом. И только потом выбирать себе подход для углубления знаний.
Какой подход лучше?
В целом, нужно понимать, что существующие и активно применяющиеся подходы так или иначе - эффективны.

Во-первых, даже если они появились когда-то давно, это не значит, что они не эффективны или устарели.

Любой подход эволюционирует внутри себя.

Что значит эволюционирует? Это значит, что идеи и методы, которые работают - закрепляются, привлекают к себе внимание и дальше усовершенствуются.

А те идеи и методы, что показывают плохие результаты - никто не использует.

Все хотят быть наиболее эффективными. Поэтому никто не будет использовать что-то, что не работает. Поэтому от этого отказываются и пересматривают.
Кроме того, любой подход эволюционирует и в контексте всей психотерапии.
Если в каком-то методе есть идея, которая дает очень хорошие результаты, то очень быстро все другие методы постараются заимствовать себе эту идею и вписать её в свою идеологию и методологию.

По той же причине. Все хотят быть максимально эффективны. Никто не хочет быть “отстающим”.

Оглянемся назад.

Во второй половине 20 века подходы очень отличались друг от друга. Посмотрев на работу психолога, можно было оценить в каком подходе он работает. Это психоаналитик или гештальтист? Или когнитивщик? Ответ был очевиден.

Сейчас - всё иначе. Глядя на работу схема-терапевта (третья волна КПТ, об этом ниже) её можно не отличить от работы гештальт-терапевта.

Чем сильнее развивается психотерапия, тем ближе друг к другу становятся подходы. Тем больше они проникают друг в друга, заимствуя самое лучшее.
Это не удивительно, ведь во-первых, используется научный подход с самокритикой и отбрасыванием неверных гипотез и нерабочих идей.

Во-вторых, работа проводится над одним и тем же - над людьми, их психикой, их проблемами.

Есть старая притча о мудрецах в тёмной комнате, которые ощупывают слона. И если спросить их что они исследуют - они ответят разное, потому что кто-то ощутил уши, а кто-то - хвост, а кто-то - хобот.

Но чем дольше мудрецы будут исследовать этого слона, стремясь точнее и полнее его описать, тем больше их показания будут сходиться.

Это же мы наблюдаем сейчас и в области психотерапии.

Не смотря на то, что появляется много новых подходов, опытные специалисты признают, что во многом, они заимствуют и как-то немного видоизменяют старые существовавшие идеи и методы.

Поэтому выбирая психотерапевтический подход, больше основываться нужно именно на стиле, акцентах, вкусовых предпочтениях.

Иными словами, главное - чтобы вам это было близко и нравилось. Ложилось на ваше мировосприятие.

Вы можете пытаться использовать подход, который вы считаете почему-то “более хорошим”, но который вам не подходит или даже претит, не понятен. Но сможете ли вы действительно на него опираться и внедрить в свою практику на постоянной основе? Вряд ли.

При этом возникает вопрос: а ради чего такие усилия и превозмогание? Если в целом, все существующие подходы более-менее похожи и примерно одинаково эффективны?

Ведь проще подобрать то, что вам больше по душе, и получить примерно те же результаты, но гораздо меньшей ценой!
Какой подход эффективнее работает с нужной мне темой?

Еще одна точка зрения в том, что разные подходы эффективнее работают с разными темами. И что психолог должен уметь работать в разных подходах, чтобы справляться с разными запросами и клиентами.

Типа если клиент пришел с темой эмоций, то ему лучше гештальт. А если с депрессией, то КПТ.

Но реальность в том, что большинство подходов примерно одинаково работает с большинством запросов.

Да, есть специфика и исключения. Например, гештальт почти всегда (но не всегда!) будет менее эффективен при работе с паническими атаками, чем КПТ. В силу своей нацеленности на осознавание, а в работе с паническими атаками осознавание - не главное. А вот выполнение ДЗ и рациональные размышления и оценивание - реально более эффективны, а это - фишка КПТ.

Но это - исключения!

В целом, если клиент пришел про отношения, то с этим одинаково хорошо справится любой подход.

Большее значение будет иметь больше не подход, а сам психолог, который его применяет. Его опыт, навыки, личность. В том числе то, насколько у него хорошая база, насколько он хорошо “умеет готовить шарлотку”.

Более того, сама суть работы с разными запросами в разных подходах будет примерно одинаковой. И даже зачастую - порядок проработки “терапевтических мишеней”. С чем работать сначала, а с чем - потом.

В этом я неоднократно убеждался, обсуждая клиентские случаи с коллегами из разных подходов. Мы все хотим делать с клиентом примерно одно и то же, расставляя приоритеты примерно одинаково. Хотя у нас разные подходы и разное образование.

А сколько раз было, что я говорил свои мысли о том, как работать с тем или иным случаем, а мне в ответ говорили, что именно такой протокол уже есть в другом подходе?!

Поэтому не волнуйтесь на этот счет.

Все подходы примерно равны. И иначе быть тут особо не может. По причине совместной эволюции и того, что все заимствуют друг у друга эффективное и отбрасывают не работающее.

И выбирать нужно прежде всего, исходя из личных предпочтений и симпатии. То, что больше ложится на вашу личность, как человека, как специалиста. А не то, что “рационально более предпочтительно”.
Какие бывают подходы
Для начала, я бы разделил подходы на две большие группы: фундаментальные и инструментальные.

Фундаментальные имеют под собой некую философию, некоторый идеологический базис, на который уже помещаются идеи и методология.

Они, как правило, универсальны и могут работать с большинством проблем и клиентов.

Их, в свою очередь, тоже можно разделить на группы, но об этом позднее.

А что такое инструментальные методы?
Инструментальные методы

Это методы, которые не имеют под собой развитой идеологической базы. И не имеют большой какой-то особой философии.

В основном, это именно инструмент или группа инструментов, похожих друг на друга.

Эти инструменты можно применить в рамках любого фундаментального подхода, при желании.

Например, МАК (Метафорические ассоциативные карты). У них нет философского базиса. Но развитый инструментальный. Много информации о том, как можно их применять. Но весь фундамент сводится к одному слову: “Проекция”.

Проекция - базовый защитный механизм психики. О нем знают и так или иначе учитывают любые подходы.

И конечно, с МАК могут работать одинаково что гештальтист, что психоаналитик, что КПТ-шник - без разницы. Каждый найдет как применить этот инструмент.

Из этого следуют важные выводы:
  • Инструментальный метод должен расширять уже имеющийся инструментарий.
  • Обучение инструментальному подходу без базы - бесполезно. Если вы можете применять МАК-карты, но не можете провести консультацию без них, то вы не сможете вести консультации.
  • Без этих методов почти всегда можно обойтись, но если их освоить, то ваш профессиональный арсенал становится шире. А вы, как специалист - можете подстраиваться под разные ситуации и клиентов более гибко.
Примеры инструментальных методов:
МАК (Метафорические ассоциативные карты)
Арт-терапия
Танцевальная терапия
Песочная терапия
Музыкотерапия
EMDR (В России - ДПДГ. Переработка быстрым движением глаз)

Сюда же я бы отнес также разновидности телесной терапии. Не смотря на то, что у них более развита идеологическая составляющая, как показывает практика, только телесных методов недостаточно для эффективной проработки запросов клиентов.

Телесные практики могут снимать симптомы, помогать избавиться от каких-то эмоций. Но не прорабатывают причины возникновения этих эмоций и накопления напряжений в теле. То есть, это больше нацелено на снятие симптома и на катарсис, чем на выявление причин симптома и профилактику его повторного проявления.

Впрочем, телесники могут со мной поспорить. Но как показывает практика - не спорят 🙂 Наоборот, ощущая ограничения своего подхода, приходят учиться на мои курсы, чтобы научиться основам консультирования и иметь возможность работать с причинами проблем клиентов, а не только снимать симптомы.

Думаю, теперь понятно что за инструментальные методы. Давайте перейдем к фундаментальным.
Собственно, у меня есть несколько примеров учеников, которые как раз начинали свой путь в психологию из массажа и телесных техник.

Они видели, что это всё у них работает. Они видели связь между телесными симптомами и психическими процессами.

Они могли даже снять эти симптомы, но понимали, что не могут сделать так, чтобы они не возникали снова. Для этого нужно прорабатывать причины, а это уже психологическое консультирование. А это они не умеют.

И они приходили ко мне и учились этому. И таким образом сильно расширяли свою практику и становились куда более эффективными.

Это как раз показывает ограничения инструментальных подходов и важность освоения основ консультирования.
Думаю, теперь понятно что за инструментальные методы. Давайте перейдем к фундаментальным.
Фундаментальные методы
Я бы разделил их на три большие группы.
  • Психодинамическое направление
  • Гуманистическое направление
  • Когнитивно-поведенческое направление

Психодинамическое направление

Психодинамическое направление - это психоанализ и его “дочки / ветки”.

Психодинамический подход предполагает исследование бессознательного клиента, обнаружение его внутренних конфликтов и конфликтов в отношениях со значимыми взрослыми, которые рассматриваются как причины проблем в настоящем.

Психодинамические подходы очень разные. Например, ортодоксальный психоанализ старой школы разительно отличается от современных вариаций психоанализа, где изменено очень многое, включая даже форму и сам сеттинг (условия ведения консультации).

Поэтому наверное, нет смысла пытаться описать как проходят сессии у психоаналитиков разных веток. Это будут слишком разные картины.

Особенности психодинамического подхода:
  • Поведение человека определяется бессознательными мотивами
  • Развитие человека во многом определяется ранним детством
  • Конфликт бессознательного и сознания порождает невроз
  • Попытка осознать неосознанное сопровождается сопротивлением
  • Исцеление - это осознание

Основные направления психодинамического подхода:
  • Психоанализ
  • Эго-психология
  • Аналитическая психология
  • Теория объектных отношений
  • Структурный психоанализ Лакана
  • Селф-психология
  • Интерперсональный психоанализ
  • Транзактный анализ
Яркие представители: Зигмунд Фройд, Жак Лакан, Карен Хорни, Гарри Салливан, Эрих Фромм, Хайнц Кохут, Отто Кернберг, Дональд Винникот, Мелани Кляйн, Эрик Берн, Карл Густав Юнг.

Когнитивно-поведенческие методы

Эти направления своеобразный ответ на психоанализ.

Бихевиористы радикально отказались от идеи исследовать то, что невозможно увидеть и отследить. Поэтому сосредоточились на поведении, чем заложили фундамент направления и сделали множество важных открытий.

Собственно, это ещё были не когнитивно-поведенческие терапевты, а просто поведенческие (behavior - поведение).

Однако, этого было недостаточно и вскоре появилось направление когнитивно-поведенческой терапии. Собственно, КПТ. Или “классическое КПТ”.

Тут уже добавилась идея интерпретаций и мыслей. Когниций. В зависимости от того, как человек осмысливает ту или иную ситуацию, он может реагировать и вести себя по-разному.

Для одного фраза “надень шапку” - это приказ и унижение, нападение на границы. Для другого - это забота и приятный сигнал.

Но и это не окончательное развитие.

На данный момент существует, так называемая, “третья волна” КПТ.

Это методы, призванные расширить взгляды и идеологию классического КПТ.

Зачастую, эти методы заимствуют что-то из других направлений (психодинамических и гуманистических) и адаптируют к идеологии КПТ.

Четвертая волна - тоже вроде бы уже подступает. Это попытки интегрировать современные технологии в работу психотерапевта. Например, 3Д-очки.

Маркетологи и пиарщики КПТ очень часто провозглашают эти методы единственно научно обоснованными и оправданными. Это расходится с реальностью, так как научные работы есть и по другим направлениям, есть результаты, показывающие сравнимую эффективность других методов и в целом, научность подхода не заканчивается на количестве исследований.

В общем, не бойтесь, другие подходы также научны, как и КПТ.

Особенности когнитивно-поведенческого направления:
  • Предлагается изучать то, что доступно: поведение и мысли
  • Мысли влияют на эмоции и поведение
  • Человек может отслеживать свои мысли и влиять на них, чем достигать изменения поведения и реакций

Примеры когнитивно-поведенческих направлений:
  • Бихевиоризм
  • КПТ (Аарон Бек)
  • ACT (FACT как вариант) (Хайес)
  • Диалектико-поведенческая терапия (DBT) (Лайнен)
  • Когнитивная терапия, основанная на осознанности (MBCT) (Сигал, Уильямс, Тисдейл)
  • Схема-терапия (Янг)
  • Терапия, сфокусированная на сострадании (CFT) (Гилберт)
Гуманистическое направление

Создано и развивалось как своеобразный ответ на психоанализ и поведенческую терапию.

КПТ сильно фиксировалась на поверхностных наблюдениях и как будто игнорировала многие внутренние процессы.

В то время как психоанализ был сосредоточен на невидимых процессах, но при этом, ставил человека в подчинение внутренним силам. Будто бы у него нет выбора и возможности что-то изменить.

Гуманистические направления ставят человека в центр его жизни и мира. Наделяют его ответственностью и свободой, рассматривают его во взаимодействии со средой и другими людьми, а не изолированно.

Особенности гуманистического направления:
  • Целое - больше, чем сумма частей (толпа обладает новыми качествами, которых нет у каждого отдельно взятого человека из неё)
  • Человек функционирует в социуме и не может рассматриваться вне его
  • Человек имеет свободу, выбор и несёт ответственность
  • У человека есть ценности, смысл, направление в будущее
  • Экзистенциализм в основе идеологии

Примерами гуманистического подхода будут:
  • Гештальт-терапия (Перлз, Гудмен, Фром, Шапиро, Гингер, Зинкер, Робин, Бьюдженталь)
  • Экзистенциальная терапия (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер)
  • Логотерапия (Франкл)
  • Клиент-центрированная терапия (Роджерс, Джендлин)
Что с этим всем делать
Теперь, я думаю, вам понятнее как посмотреть на свое профессиональное развитие.

Для начала, нужно диагностировать себя, на каком уровне вы находитесь:
  • Студент-психолог
  • Психолог-консультант
  • Психолог-терапевт
Если вы студент-психолог, то вам нужно сосредоточиться не на выборе подхода и направления, а на том, чтобы научиться основам консультирования. И на практике ведения этих консультаций.

Если вы психолог-консультант, то вы можете выбрать как инструментальный, так и фундаментальный метод для углубления и увеличения эффективности вашей работы.

В этом руководстве я постарался дать вам ориентиры, которые помогут выбрать направление. А также привел фамилии авторов, с чьими трудами вы можете ознакомиться, чтобы немного погрузиться в метод до того, как примете решение долгосрочно погружаться в его изучение.

Если вы уже терапевт, то вряд ли вы будете читать это руководство. И вы, конечно знаете, что вы всегда можете изучить что-то ещё, но вряд ли узнаете что-то принципиально новое.
Если есть вопросы
Каждый, кто хочет стать психологом, хочет достичь этой цели как можно быстрее и экономичнее.

Вряд ли вам будет приятно, если вы отучитесь несколько лет в институте или на каких-то долгосрочных курсах, потратите много денег на них. А в итоге всё ещё не сможете консультировать клиентов и не будете ощущать достаточно уверенности в себе как профессионале.

К сожалению, опыт приходит уже когда обжегся или когда уже не надо.

То есть, человек, прошедший этот путь, может подсказать на что обращать внимание новичку. И как избежать таких вот ошибок и потерь. Как стать консультирующим специалистом быстрее и эффективнее.

Поэтому у нас есть консультации по эффективному становлению психологом.

После консультации вам станет понятно:
  • Как быстрее стать психологом с развитой практикой
  • На что обращать внимание при выборе курсов, чтобы потом не жалеть
  • Как не превратиться в психолога с дипломами, но без клиентов
  • Как сэкономить время и деньги при обучении
  • В каком порядке эффективней обучаться

Наша задача - помочь вам лучше сориентироваться на пути становления психологом.

На консультации вы будете общаться с практикующими психологами и сможете перенять их опыт и задать интересующие вопросы о том, как стать психологом самому.
Чтобы записаться на консультацию - оставьте свои контакты в форме ниже. С вами свяжутся мои помощники и подберут удобное время

Спасибо, уже бегу записываться ⬇️⬇️⬇️

Made on
Tilda